Скажи, пожалуйста, ты один из первых пионеров с точки зрения визуального контента элитной недвижимости. Я так помню, ты где-то с 2008 года начал этим заниматься, в те годы еще брокеры советовались, какую «мыльницу» купить, чтобы фотографировать свои дома, а ты делал это уже достаточно профессионально. И, в принципе, после того, как ты прошел определенный путь и достиг определенного уровня, все стали на тебя равняться, и дальше уже этот рынок стал развиваться, и на самом деле визуальный контент, прежде всего с этой фотографии, у всех агентств стал улучшаться. Как ты вообще этим решил заняться и почему выбрал эту сферу?
Андрей Корделяну,
фотограф и видеооператор
На самом деле, это все пошло еще более с давних времен, когда я работал в агентстве «Где этот дом» – я сфотографировал каждый жилой дом в Северном округе, в Западном округе, в Северо-Западном, каждый дом в Центральном округе, каждый дом в Митино, каждый дом в Одинцово и в Балашихе.
Алексей Аверьянов
Это все ты вручную делал? Не то что «Яндекс» едет на машине.
Андрей Корделяну
Да. Находил, сам фотографировал каждый дом, это достаточно увлекательно, интересно. С тех пор я полюбил дома. Дальше немного поработал по специальности на химическом производстве, и первое мое место работы была компания Blackwood, они были пионерами и первыми, кто радел за качество фотографии. Они сказали – у нас должно быть круче всех сфотографировано, провели буквально небольшой мастер-класс и – все, вперед, бери фотик в руки, езжай на Калужку, фотографируй Калужку.
Тогда были времена, что все продавалось, никто не заботился сильно о качестве фотографий, в любом случае с любыми фотками было легко продать дом – все разметают, какая разница, какие фотографии. Но мне всегда хотелось показать дом с лучшей стороны, красиво, каждый раз, когда я приезжаю в дом, до сих пор, я хочу, чтобы он продался, и тогда тоже хотел. Потихоньку выработался свой стиль, и появились красивые фотографии.
Настал кризис 2008 года, и все поняли, что эти дома надо как-то продавать, они сами не продадутся – надо журнал выпускать, еще что-то. Появилась компания GQ с «Рублевка magazine», целый каталог, который я фотографировал, полностью верстал журнал. Очень было интересное время. И все поняли, что качественные фотографии – это то, что нужно.
Сейчас качество фотографий у всех выровнялось. Когда-то люди смотрели: о, «Рублевка magazine» – это эталон фотографий, сейчас фотографии у всех примерно одинаковые, у всех примерно красивые фотографии.
Алексей Аверьянов
А что дальше? Какие типы визуального контента ты можешь назвать? Фотографии – понятно; видеоролики – что еще?
Андрей Корделяну
Да, видео, 3D, дополненная реальность, 3D-туры – и все, наверное, будет двигаться в этом направлении. Потому что сейчас фотки у всех одинаковые. Раньше были фотки у всех одинаково плохие, сейчас фотки у всех одинаково хорошие.
Алексей Аверьянов
Но теперь ни у кого нет видео.
Андрей Корделяну
Да, ни у кого нет видео.
Алексей Аверьянов
Кто-то пытался делать видео из фотографий, слайд-шоу такие.
Андрей Корделяну
Да, слайд-шоу, которое смотрится… Может, даже конечный потребитель не совсем понимает, что произошло, но мы понимаем, что что-то не то, немножко его обманывают – не так красиво, как в жизни. Это все-таки немножко не видео. Мы сейчас стоим на пороге революции, качество уже достигло своего уровня, сейчас важно содержание. Мне сейчас кажется, что должна быть эмоциональная составляющая фотографии. Надо не просто показать объект, а надо, чтобы человек захотел купить его.

Алексей Аверьянов
Все базировать именно на эмоциях?
Андрей Корделяну
Да-да, как-то надо подвести под это.
Алексей Аверьянов
Не просто тактико-технические характеристики.
Андрей Корделяну
Да, технические характеристики, качественное исполнение – все уже есть, все готово. Этот вопрос можно закрыть, потому что все уже на хорошем уровне. Мы сейчас стоим на плато. Если раньше было плато плохих фотографий и потом пошло резкое возрастание качества, то сейчас у нас плато стабильно хорошего качества, На мой взгляд, наблюдается отсутствие эмоциональных, побуждающих к покупке фотографий. Грубо говоря, если взять life style – есть два человека в Instagram, которые ведут именно загородный life style, фактически можно назвать это таким образом.
Алексей Аверьянов
А кто? У нас нет секретов.
Андрей Корделяну
На мой взгляд, два хороших Instagram – это Ирина Калинина и Ирина Могилатова. При просмотре этих фотографий хочется жить за городом. Я не сторонник загородной жизни, тем не менее – я смотрю на эти фотографии, и я хочу за город. Все. Я не задумываюсь о покупке дома, еще о чем-то…
Алексей Аверьянов
Они качественно делают это, целые фото-сессии, в доме на фоне камина.
Андрей Корделяну
Вот. Зато хочется туда, вот за город, примерно к такой жизни, и все остальное. Мне кажется, что обычный человек просто сильно не задумывается о том, хочу я за город или не хочу. Тут надо его как-то подтолкнуть, объяснить, что там хорошо. Раньше как-то спрос рождал предложение, был огромный спрос и очень большое предложение, а сейчас, мне кажется, надо стимулировать этот спрос, что-то должно подключаться эмоциональное. Что – пока неизвестно. С технической частью сейчас некоторые товарищи пишут: мы сейчас откажемся вообще от фотографов, новая эволюция… Да – сейчас технологии дойдут до того, что собственник на iPhone снимет видео, а визуализация ему будет в 3D в достаточно хорошем качестве. И до этого технологии дойдут уже очень скоро.
Алексей Аверьянов
Заканчивая тему с фотографией – вообще, сколько домов ты сфотографировал? Ты подсчитывал их?
Андрей Корделяну
Если не считать обычные типовые дома, которые я фотографировал в прошлом, если считать только элитные – то получится, что я сфотографировал около 3 -4 тысяч домов, и, наверное, около 500 я снял на видео. Очень много, особенно для компании TWEED, думаю, когда-то они это выложат, все ролики.
Алексей Аверьянов
Здорово. Где-то, по-моему, это был 2015 год, мы с тобой снимали один дом для компании «ССК Риэлти», и я тебе сказал: «Андрей, почему ты не занимаешься аэрофотосъемкой?» Нам пришлось реально искать подрядчика, и ты все не хотел в это двигаться, а потом ты реально моментально заболел этим, и сейчас я тебя не представляю без квадрокоптера. Ты и квадрокоптер – это синонимы. Как ты в это попал, почему это так тебя заразило?
Андрей Корделяну
Я долго это откладывал, потому что как-то сильно погряз в рутине, в интерьерной съемке. Почему я начал заниматься интерьером – потому что мне это очень нравится, я это люблю и готов этим заниматься постоянно. Я погряз в этой интерьерной съемке и даже не рассматривал что-то другое. Тут меня просто вытащили из зоны комфорта, буквально, сказали: Андрей, есть такая история, нам нужно сфотографировать дом в Швейцарии. Я тогда фото умел, видео умел, 3D-туры умел, а аэросъемку не умел. А бюджет был только на одного человека. Грубо говоря – билеты на одного человека, проживание на одного человека.
И выбор: либо кто-то это сделает другой, либо…

Алексей Аверьянов
И все возьмет в комплексе, а ты туда просто не поедешь.
Андрей Корделяну
Да, либо я туда не поеду. Либо я просто сейчас покупаю квадрокоптер и завтра лечу. Практически так оно и было. Я побежал к своему товарищу, говорю: «Станислав, выручай». Он продавал оптовикам, говорит: «У меня есть квадрокоптер – новый, хороший, замечательный». Я говорю: «Просто 15 минут ликбеза, показывай, что нужно делать». Он мне показал, я его купил, на следующий день я летел в Швейцарию с коптером как настоящий профессионал: все я умею, все замечательно. Хотя, конечно, у меня был еще один вечер тренировки дома и две батарейки, аккумуляторы.
Естественно, на съемках в Швейцарии я разбил квадрокоптер в первый же день. Это был вообще очень увлекательный квест.
Алексей Аверьянов
Но какие-то видео ты выкладывал.
Андрей Корделяну
Я успел снять, но потом сработало одно из правил: не стоит летать боком, надо смотреть, куда ты летишь. Но я летел боком, делал очень красивый кадр вдоль дома, увлекся полностью, забыл обо всем и врезался в дерево, сломал два пропеллера, пришлось одолжить велик и сгонять в Лозанну на велосипеде, чтобы приобрести быстренько два этих пропеллера и на следующий день продолжать снимать. На следующий день была хорошая ясная погода, надо было заканчивать съемки. Быстренько починил, что мог, перепаял, прикрутил, заклеил, на следующий день аппарат был готов и съемки были завершены полностью. С этой поездки в Швейцарию я и начал дружить с коптерами.
Я понял, что это очень увлекательно, очень интересно, это куча адреналина, потому что ты никогда не знаешь, чем закончится съемка. Ты взлетел, окей, дальше все не по плану.
Алексей Аверьянов
Это был первый квадрокоптер, а это какие по счету?
Андрей Корделяну
Это уже, наверное, седьмой или восьмой квадрокоптер, потому что предыдущие пять я точно разбил по разным причинам, некоторые возвращались домой – при потере сигнала с пульта коптер автоматически возвращается в зону взлета.
Алексей Аверьянов
Мы видели, как производила запуск «Почта России».
Андрей Корделяну
Да, по похожей схеме. Но только тут он, возвращаясь, встретил препятствие на своем пути. Сейчас новые модели уже облетают препятствие, они уже более умные. Первый квадрокоптер я разбил в Швейцарии, второй тоже в Швейцарии – летел за машиной, еще раз не заметил дерево. Но это было уже октябре, через три месяца, Я был уже вроде как более опытный, более уверенный в себе, но это мне не помешало разбить второй. Третий я разбил около «Триумф-Палас», когда он возвращался; четвертый – просто выключилось питание в воздухе, по непонятным причинам совершенно, просто выключилось. Потом мне сказали, что это был заводской дефект в батарейках. Снимал «Москва-Сити», слава богу, что был на стройплощадке, и он просто выключился в воздухе и упал. Все, необъяснимая причина.
Пятый я разбил, когда снимал квест: компания MR Group выложила букву «М» и «R», надо было взлететь метров на 20 и снять это дело. По непонятным причинам он полностью перестал слушаться и просто совершил самоубийство об здание, об стену, его нельзя было спасти.
Алексей Аверьянов
Сейчас у тебя меньше аварий?
Андрей Корделяну
Сейчас, да, намного меньше.
Алексей Аверьянов
Техника становится лучше?
Андрей Корделяну
Да, с одной стороны более совершенная техника, сейчас при возврате домой они облетают препятствия. Квадрокоптер, возвращаясь, наткнулся на препятствие – поднялся выше и облетел, он уже более умный, он видит провода, у него по бокам есть датчики, и вперед он смотрит. Это уже более совершенная техника, более точное управление, более усовершенствованный протокол связи с пультом, когда уже меньше разрывов связи. Умеют летать на большие расстояния. Например, недавно вернулся из Таиланда, там я улетал на 5 километров, и еще у меня был запас до километра, я там летал, снимал, потом возвращался еще 5 километров назад. Уже почти на последнем издыхании, но это было интересно, то есть сигнала хватает. Сейчас разработчики много чего изменяют в конструкции, в протоколах связи, техника становится все лучше и безопаснее, меньше падает.
Алексей Аверьянов
У тебя разные есть модели, ты еще принес какую-то среднюю модель?
Андрей Корделяну
Да, от большой до самой маленькой.
Алексей Аверьянов
Для чего ты используешь маленький коптер?
Андрей Корделяну
Это такой селфи-дрон.
Алексей Аверьянов
Необычный ракурс снимает.
Андрей Корделяну
Да, с самого телефона, удобно его взять с собой в путешествие, никто сильно не обращает на него внимания, лояльно относятся даже со стороны законодательства. Потому что у нас не надо регистрировать летательные устройства до 250 грамм. Этот 300, но кто взвешивает? Вот на большом квадрокоптере есть наклейка со штрихкодом, с серийным номером, свидетельство регистрации. То есть, он зарегистрирован, им можно пользоваться.

Алексей Аверьянов
Вообще что с законодательством? Какая ответственность за использование?
Андрей Корделяну
Законодательство у нас суровое как всегда, если ты частное лицо, например, как я – штраф от 3 000 до 5 000 рублей, но придется провести в отделении еще часа два-три на оформление протоколов, плюс суд. Достаточно затратно по времени, плюс твоя съемка точно накрылась. Надо будет куда-то идти – и съемка закончена. Если ты должностное лицо – штраф до 50 тысяч рублей. Если ты юридическое лицо – штраф до 600 тысяч рублей. Это называется – нарушение воздушного пространства России и города Москва. Потому что, что касается воздушного пространства города Москва – запрещено полностью летать в пределах города.
Алексей Аверьянов
Но полно видео, и из центральных районов – Арбат, здание правительства.
Андрей Корделяну
Да, эти видео, скорее всего, получаются с разрешения. Там процедура следующая: сначала извещаешь, минимум за пять дней, а лучше за 10, за две недели, что ты собираешься взлететь, затем непосредственно при взлете нужно позвонить диспетчеру, что ты взлетел, но это зависит, конечно, от высоты.
Алексей Аверьянов
Ты делал хоть раз по правилам все?
Андрей Корделяну
Да. Тяжело, но это того стоит. Сейчас активно занимаюсь тем, чтобы все съемки свои делать по законодательству, и чтобы все это было правильно оформлено. Потому что сейчас я отошел от спонтанных съемок и перешел к регулярным съемкам. Вот, например, съемка динамики строительства для застройщика – каждый месяц какого-то числа, точки известны, все понятно, можно заранее направить все документы, бумаги, сказать, что вот там мы будем снимать – и всем будет комфортно, всем будет хорошо, и даже если кто-то из органов правопорядка подойдет, ты объяснишь, что есть все бумаги, квадрокоптер зарегистрирован, все у нас есть и мы снимаем совершенно законно. Очень хорошо, что есть такая возможность. Я надеюсь, что, возможно, это упростится в будущем – регистрация, подача разрешений и заявлений будет проводиться через МФЦ.
Алексей Аверьянов
Через «Госуслуги».
Андрей Корделяну
Очень удобный сайт.
Алексей Аверьянов
Точку поставил, время записал.
Андрей Корделяну
Да, я вылетаю тогда-то, коптер зарегистрирован, чтобы все было максимально просто и легально. Просто сейчас сложно соблюдать законодательство, приходится проходить через бюрократические процедуры. Если это будет удобно – все будут соблюдать. Удобно – все соблюдают, как сейчас с выборами было: можно перенести участок в два клика – супер. До этого было нереально.
Алексей Аверьянов
Какой самый сложный контент при съемке квадрокоптером?
Андрей Корделяну
Сейчас набирает обороты видео 360. Для того, чтобы правильно все это сделать, нужно будет цеплять две камеры 360 градусов сверху и снизу, у первой отсекать нижнюю полусферу, у верхней – отсекается верхняя полусфера. Все это дело монтируется и получается видео360 градусов. Мы, например, на квадрокоптере летаем около «Москва-Сити», мы можем посмотреть как небоскребы, так и, соответственно, прекрасный вид на набережную, мы можем посмотреть реку, весь горизонт и все полностью будет видно.
Алексей Аверьянов
Ты еще не пробовал так?
Андрей Корделяну
Пока не пробовал. Просто я стараюсь это делать под заказ, как со Швейцарией. Нужен какой-то толчок, по крайней мере, мне, нужен какой-то вызов. Если будет вызов…
Алексей Аверьянов
У тебя есть шанс, нас смотрят много застройщиков, потенциальных заказчиков.
Андрей Корделяну
Обязательно сделаю. Мне на самом деле очень нравится, как некоторые застройщики, например, компания MR Group говорят: «Андрей, если бы ты не был никак ограничен технически, что бы ты сделал?» Я сижу, фантазирую на свою голову, говорю: «Я бы сделал так». Они говорят: «Это вообще возможно?» Я говорю: «Возможно». Говорят: «Делай. Потом оплатим».
История такая, что именно так, мне кажется, двигается сам прогресс – дать человеку задачу – если, допустим, ты ничем не ограничен, что бы ты сделал. Не надо думать о деньгах, в первую очередь надо думать о творчестве. Творчество – это единственный вариант движения вперед. Потому что я бы ни за что не сфотографировал бы пол-Москвы и ближайшие города, потому что дома похожи, они один в один. Если ты начинаешь думать о деньгах – за каждый дом платят одинаково, это превращается в рутину, это неинтересно, человеку наскучивает – и все. На этом можно закончить. Я просто старался каждый дом сфотографировать наилучшим образом.
Вот я вижу следующий дом, я стараюсь его сделать лучше, хотя он такой же, один в один. Стараюсь подойти к этому творчески, и именно творчество заставляло меня проходить по 30-40 километров в день, фотографировать эти дома и панорамы. Потом нужно было рассортировать по папкам и запомнить, где каждый дом я фотографировал. Это достаточно тяжелая работа, которую без творческого энтузиазма невозможно сделать. Если ты будешь думать о деньгах – то все, можно сразу заканчивать, потому что человек не выдержит, это ему сразу надоест. Перейдет к чему-то другому, даже если будут платить очень много.
Алексей Аверьянов
А до видео 360 градусов, если когда-нибудь ты к этому подойдешь, что было самое сложное? Я так понимаю, ночная съемка?
Андрей Корделяну
Да, вот именно ночная съемка. Очень тяжело, потому что практически ничего не видно. Требуется именно эта камера Х5, достаточно тяжелая, квадрокоптер с ней летает очень мало – у тебя есть 10 минут, ты вообще ничего не видишь, кромешная тьма, где-то он там есть, камера работает на предельных параметрах, полностью открытая диафрагма, максимальное ISO, которое там есть.
Алексей Аверьянов
Ты снимаешь именно видео?
Андрей Корделяну
Да, именно сложное видео, потому что на видео все ограничено 30 кадрами в секунду, то есть выдержка 1:30. На фото может быть длинная выдержка и все будет красиво, но…
Алексей Аверьянов
Но потом сложно склеить в движущуюся картинку.
Андрей Корделяну
Да, нереально. А вот видео технически очень сложно, это большой вызов, это очень интересно. Можно посмотреть ролики компании MR Group в Instagram, в YouTube. Я иногда выкладываю ночные ролики, потому что Москва ночная выглядит потрясающе. И днем, конечно, потрясающе, а ночью вообще, особенно интересно реализована подсветка некоторых зданий. Часто так получается, что мы проезжаем мимо и не замечаем деталей, я стараюсь как раз заметить ту красоту, которую создали люди. Потому что когда они создавали, они при этом о чем-то думали, фантазировали, у них была какая-то идея. Моя задача – разгадать эту идею, то, что они хотели показать, доказать. Потому что действительно есть очень интересные здания, очень красивые.
Алексей Аверьянов
Показать с необычных ракурсов.
Андрей Корделяну
Да. И сам город очень необычный, если посмотреть на него глазами туриста, не москвича, потому что москвич, когда он едет на машине, видит впереди идущую машину, кусочек асфальта и зеркало заднего вида, свой салон – все. Когда туристы приезжают, они рассказывают совсем другие вещи про Москву, они говорят: какой красивый город, какой чистый город. Это было года четыре назад, говорят: безумно красивый город, безумно чистый, такие дорогие машины, вообще класс. Это человек из Милана рассказывал, далеко не бедный, говорит: потрясающе, никто не бастует. Потому что у них там постоянно забастовки или еще что-то. Говорит: «Все работает, я был потрясен. Москва так изменилась». А сейчас она еще больше изменилась, и я зазываю всех сюда, пусть приедут, посмотрят.
Говорит: «Тогда я первый раз приехал, посмотрел на Москву глазами туриста – конечно, потрясающе». Вспомнил свою прогулку по Остоженке – тут музей, тут музей, тут красивое здание, там вообще просто супер. Нереально красиво, нереально круто. Стараюсь вот этот взгляд перенести и показать.
Алексей Аверьянов
Я еще выдел, ты показывал 3D-панораму 360 градусов – такую статичную, не видео: ее насколько сложно делать?
Андрей Корделяну
Все проще и проще. Как я всегда говорю: технологии убивают гигантов. Сначала нереально сложно было это делать, летали на парапланах, чтобы снять 3D-панораму, нужны были какие-то неимоверные усилия. А сейчас это квадрокоптеры, до этого вручную надо было каждый раз настраивать точку, сейчас есть автоматический режим: нажал кнопку – он снимает 3D-панораму.
Естественно, чтобы снять профессионально, чтобы это выглядело лучше, надо, конечно, приложить профессиональные усилия. Но, мне кажется, что скоро, с ростом технологий и программного обеспечения, будет все проще и проще: нажал «Сделать красиво» или «Сделать в обычном режиме» – и коптер сам делает тебе красиво. Причем, это теперь занимает минуты полторы, постпроцессинг занимал раньше полтора часа, сейчас час. Чуть-чуть попроще стало, но не сильно. Я думаю, с ростом программного обеспечения и качества программного обеспечения все станет гораздо проще. Технологии не стоят на месте.
Алексей Аверьянов
А ночную 3D-панораму можно сделать?
Андрей Корделяну
Да. Недавно делал для агентства недвижимости «Я рядом», жилой комплекс 1147 на Алексеевской, как раз делал ночную панораму. Ее пока тяжело делать.
Алексей Аверьянов
Она сделана, она уже есть?
Андрей Корделяну
Да, сделана, в комментариях выложим потом панораму ночную, вечернюю. Ее тяжело сделать, к сожалению, невозможно сделать в автоматическом режиме, потому что, если задать автоматический режим, то все фотки будут смазанные. Очень длинные выдержки, надо вручную смотреть, ждать, пока коптер успокоится. Он стоит на месте, нажал «спуск», и потихонечку вручную складывается. Не знаю, может искусственный интеллект до этого дойдет, какие-то алгоритмы смогут позволить это сделать, но это потом. Пока, к сожалению, невозможно.
Алексей Аверьянов
Давай немного переключимся от аэро, фото, видео-панорам, и перейдем в 3D-туры – это тоже новый формат визуального контента, который сейчас набирает обороты. Во-первых, есть некоторые компании, которые вообще хотят всю свою базу перевести на 3D-туры, чтобы клиенты приезжали в офис, надевали очки виртуальной реальности, и «ходили» по квартирам по коттеджам, не выезжая на эти объекты. Как ты к таким планам относишься, реалистично это, насколько это востребовано будет?
Андрей Корделяну
Мне кажется, что это прекрасная идея, я знаю, что некоторые компании из элитного сегмента этим хотят заняться. Но просто если математику посчитать, получится так: каждый 3D-тур стоит около 5 000 рублей, в базе объектов, скажем, 3 000, это 15 миллионов рублей затрат. Если мы будем считать по времени, то тут лимитируется, можно, конечно, набрать 10 фотографов, которые будут фотографировать, и три обработчика. Дело в том, что невозможно будет договориться с собственниками, например, давайте сегодня мы сфоткаем 20 объектов, – это нереально будет договориться. В день можно сфотографировать три объекта максимум. И это растянется ровно на три года. Ротация объектов идет, некоторые проданные туры станут неактуальными – это тоже сложно. У меня просто другой взгляд на всю эту историю.
Все, что я делаю, чем я занимаюсь, посвящено одной цели – чтобы клиент позвонил этому заказчику. Вот я сфотографировал 3D-тур для компании, для агентства недвижимости, я это сделал с одной целью – чтобы клиенту понравилось настолько, что он набрал бы номер этой компании и совершил какое-то действие. Простое действие, но он его совершил – позвонил именно в эту компанию. Он может смотреть этот объект на разных сайтах разных компаний – и не позвонить. Но мне важно, чтобы он позвонил, потому что на этом, я считаю, моя работа заканчивается: компания получила звонок. Дальше непосредственно работа брокеров – у них своя тяжелая работа по показам, по катанию клиентов, по рассказыванию, именно по продаже этого дома. То есть, я, как мог, донес, практически продал звонок этой компании, а компания уже должна продать дом. Конечно, было бы прикольно, если бы клиент приехал в офис компании, посмотрел дома, но опять-таки вопрос в том, сможет ли 3D-тур воодушевить на покупку?
У меня поэтому конфликт с Matterport – Matterport показывает все, полностью планировки…
Алексей Аверьянов
Расскажешь подробнее – ты свои фото снимаешь на зеркальную камеру?
Андрей Корделяну
Да, зеркальная камера со вспышкой. Вот панорамная голова, она ставится на штатив, крепится камера, на площадке крепится камера вертикально, и вся штука в том, что объектив должен вращаться.
Алексей Аверьянов
К сожалению, мы сейчас не можем продемонстрировать эту камеру, потому что у нас все три камеры Андрея задействованы в прямом эфире.
Андрей Корделяну
Да. Вставляется камера с широкоугольным объективом. и объектив крутится вокруг своей нодальной оси – это точка, где пересекаются все лучи в объективе. Камера находится сзади, крутится по кругу, а объектив всегда зафиксирован вокруг своей нодальной оси, крутится все время вокруг нее, и в итоге получается так, что мы этот кадр с этим кадром легко сшиваем при помощи программы.
Алексей Аверьянов
Ты один раз проходишь?
Андрей Корделяну
Да, я один раз прохожу.
Алексей Аверьянов
Сколько там фотографий?
Андрей Корделяну
От шести до восьми фотографий, в зависимости от ширины объектива, использую широкоугольный объектив, там достаточно шести фотографий будет, дальше это все дело склеивается. Я снимаю со вспышкой. Люди снимают HDR, Matterport тоже использует технологию HDR (High Dynamic Range), когда много фотографий расширяют динамический диапазон, я расширяю динамический диапазон с помощью искусственного света, вспышки в потолок. Фотография становится немножко более глянцевой, но на мой взгляд, это более продающая фотография. Я выбираю только самые выгодные ракурсы. Вот, допустим, дом 1000 квадратных метров, я понимаю, что выгодных точек ровно 10: у него одна точка спереди фасада, красивый ракурс на веранде, с которого открывается красивый вид на участок, и ровно восемь точек по комнатам.
Я не снимаю весь дом, во-первых, это экономия денег клиента; во-вторых, показываю только самое интересное. Мне важно, не то, чтобы человек посмотрел все и все понял: все понятно, неинтересно, или – да, круто, но вот этой спаленкой я недоволен. Я, можно сказать, достаточно суеверный человек, потому что не знаешь, что спугнет клиента, и поэтому стараюсь показать только самое красивое, самое хорошее в точках в 3D-туре. Matterport показывает все, и не знаю, это обосновано или необоснованно, но это такая система. Там даже все двери должны быть открыты.
Алексей Аверьянов
А Matterport – это у них своя камера…
Андрей Корделяну
Да, своя камера, это американская технология, камера стоит около 4 тыс. долларов, она снимает автоматически. Пока она большая. Сейчас уже есть технологии, некоторые сайты приведу – там снимают уже маленькие камеры, и уже скоро можно будет снимать любой камерой. То есть, совсем маленькая камера, пока это не автоматизировано, просто человек сам передвигает камеру и снимает, и технология по принципу Matterport та же самая: 3D-тур полностью, с многим количеством точек, полностью планировки, переходы, и даже такую штуку как 3D-модель. Все делается.
Алексей Аверьянов
Кукольный домик.
Андрей Корделяну
Да. Но камера уже стоит 200 долларов без объектива. Скоро можно с телефона будет снять и все сделать. Я 3D-тур снимаю на зеркальную камеру, выбираю только самое лучшее.
Алексей Аверьянов
Какие преимущества?
Андрей Корделяну
Преимущество 3D-тура в том, что человек может почувствовать себя внутри.
Алексей Аверьянов
Ты на зеркальную камеру снимаешь, лучше картинка получается.
Андрей Корделяну
Да, большего разрешения.
Алексей Аверьянов
Ты можешь выбирать точки. А в Matterport нельзя выбрать точки?
Андрей Корделяну
Можно, но там нужно сделать какой-то большой шаг, искусственно исключив какие-то точки. Плюс – это сложно сделать, потому что все панорамы у них хранятся, у тебя лично нет панорам. Ты сфотографировал, заплатил деньги, купил камеру – наличные живые деньги, получил камеру. Ты сам снял и куда-то отправил, и они там все объединили. И ты платишь аренду.
Алексей Аверьянов
Тур хранится у них на сервере? Ты платишь за хранение тура какую-то абонентскую плату, это отличный бизнес.
Андрей Корделяну
Да, дисковое пространство продавать. Но сейчас другие сервисы появляются, но они, к сожалению, тоже хранят панораму у себя: могут заблокировать и что будет дальше, если ты не владеешь этим фактически?
Алексей Аверьянов
Ты говорил, что в Matterport надо обязательно все снимать с открытыми дверьми. Он модель пересчитывает и обязательно нужно, чтобы он видел следующее помещение, чтобы туда можно было перейти.
Андрей Корделяну
Да, именно чтобы можно было перейти. Потому что если нет информации, дверь закрыта, а потом почему-то открылась, он не сможет туда перейти. Я, соответственно, могу выбирать: либо дверь открыта, либо закрыта. Часто бывает так, что с закрытой дверью помещения смотрятся лучше. Представьте: коридор, пять дверей и все открыты – не очень красиво смотрится. У меня есть возможность закрыть двери и переходить в каждую закрытую дверь, непосредственно в начале. Также очень много фишек, которые не применимы к Matterport. Например, я могу к каждому объекту привязать видеоролик. Допустим, включается телевизор: можно нажать на кнопочку «вкл» и появится видеоролик, который что-то там показывает.
Алексей Аверьянов
Ух ты, а почему ты нам такого не сделал?
Андрей Корделяну
Ну, вот, провинился.
Алексей Аверьянов
Я понял, тебе надо ставить задачу.
Андрей Корделяну
Да, поставить задачу, сказать: «Андрей, а ты видел, как товарищи сделали? Ты не можешь». Все, ни слова больше, не обсуждается бюджет, задача будет реализована.
Алексей Аверьянов
Мы услышали секретный ключ.

Андрей Корделяну
Можно фотки, например, дополнить фотографиями. Зачем делать 3D-панораму санузла, если он маленький и не очень красивый? Можно иконочку поставить, нажал – выйдет фотография 3D-тура.
Алексей Аверьянов
Красивая, широкоугольная.
Андрей Корделяну
Да. Можно делать ссылки на сайты – какой-то дизайнерский ремонт, мы фотографируем супер-мебель, мы можем прямо расставить там: мебель куплена вот здесь, на этом сайте, шикарная ваза – на этом сайте, а вот раскладушка – IKEA, например: со ссылочкой на сайт, можно переходить.
Алексей Аверьянов
Я сфантазирую – шоу-рум мебели не заказывали такую съемку? Это очень удобно – экспозицию снял, все затэгировал: переходи, смотри, сколько стоит.
Андрей Корделяну
Для меня самое лучшее использование 3D-тура – это шоу-рум, потому что человеку сейчас все тяжелее и тяжелее ехать в какой-то шоу-рум, смотреть всю мебель. В итоге, когда покупаешь диван какой-то, который диких денег стоит – конечно, хочется его потрогать и посмотреть вживую. Но если более-менее нормальная мебель – можно сделать шоу-рум, человек просто взял, посмотрел. У меня очки для управления квадрокоптером, но смысл один и тот же: это виртуальная реальность…
Алексей Аверьянов
Как будто ты сел на квадрокоптер и в нем летишь.
Андрей Корделяну
Да, и ты непосредственно находишься там внутри, и ты управляешь камерой.
Алексей Аверьянов
Какая общая стоимость твоего оборудования?
Андрей Корделяну
Наверное, около миллиона, потому что, так как это используется профессионально, то дублируются все системы. Хорошо, конечно, иметь всего один квадрокоптер, но он может разбиться, а съемка должна продолжаться. Поэтому нужно иметь, в любом случае, два, или хотя бы тушку без камеры. И это все выходит где-то в миллион. Причем, в этом предела нет. И опять-таки – это если знать, что покупать. Если ты не знаешь, что покупаешь: вот это круто, давай возьмем – миллион можно потратить за один день и не получить ничего.
Алексей Аверьянов
Как ты считаешь, на какую сумму должно быть оборудование, чтобы ты был предельно доволен и удовлетворен?
Андрей Корделяну
Не знаю, наверное, никогда не буду предельно доволен и удовлетворен. Этот процесс можно как-то остановить, но нельзя достичь совершенства, потому что всегда выходит что-то новое. Этому особенно способствуют производители, например, компания DJI, которая является лидером по производству квадрокоптеров – они очень хитрую вещь сделали: для того, чтобы ты был обеспечен всем, надо купить весь магазин, всю линейку. От маленького Spark…
Алексей Аверьянов
Акционером не надо там стать, акции купить?
Андрей Корделяну
Хорошая идея. Потому что они сначала достигли лидерства, поняли, что они №1 на рынке и все, больше двигаться некуда. Поэтому они взяли и сделали широкую линейку, в линейке около 10 квадрокоптеров – на все случаи жизни. Один лучше другого.
Можно начать эту эпопею с любой точки, можно купить Spark, понять, что тебе этого не хватает, и перейти на Mavic Air – понять, что тебе не очень удобно, и перейти на Mavic Pro. А Mavic Pro, конечно, классно, но шумно, и купить Mavic Platinum. Потом понять, что тебе нужен размер картинки побольше, 60 кадров в секунду на 4K и большие снимки, и ты уже покупаешь Phantom 4 Pro.
Можно купить сначала Phantom 4 Advanced и понять, что все-таки нужен другой диапазон связи – 5,8 гегагерц, и датчики по бокам, и купить потом 4 Pro, с него можно пересесть на Inspire, потом можно пересесть на Inspire 2, узнать, что он не работает с двумя пультами в России. И опять перейти на первый Pro, который работает с двумя пультами… И в итоге тебе, в принципе, нужно все. Возить с собой все тяжело и страшно, потому что все, что я уже перечислил, на полтора миллиона тянет. Это что касается квадрокоптеров, без дублирования узлов, агрегатов. Полтора миллиона потратил, снимать можно, осталось научиться всему этому. Это опять-таки череда проб, падений и все остальное.
Алексей Аверьянов
Мы немножко переключились от 3D-туров, я хотел бы эту тему завершить. Я так понимаю, что есть проблемы в съемке на улице, у того же Matterport, или в темное время.
Андрей Корделяну
Да. Matterport не может снять на улице и не может снять в темное время суток. Я же могу 3D-панораму снимать в кромешной темноте, при свете звезд практически. Были удачные эксперименты, спокойно снимает в темное время суток, совершенно без проблем, нет проблем по чувствительности и на улице. Участок в Matterport надо же как-то показать. Сейчас есть такая возможность – облететь квадрокоптером и сделать 3D-модель самого загородного дома с участком. Но опять же, это так же, как модель Matterport 3D, как на заставке – она не совсем качественная и красивая. Лучше это делать непосредственно в съемке и 3D-панораму можно снять квадрокоптером, будет красиво выглядеть, и потом уже делать панораму. На Matterport это, к сожалению, невозможно.
Алексей Аверьянов
Чтобы у зрителей картинка сложилась: разница между твоими 3D-турами и 3D-турами Matterport – можно зайти на сайт shulgino.ru, мы выложили для сравнения. На самом деле Matterport тоже хорош, у него много точек, если действительно со всех точек объект выглядит красиво, он быстрее делается, все там склеивается автоматически, и для своих целей он тоже подходит.
Андрей Корделяну
По-моему, панорама shulgino.ru начинается с ночной.
Алексей Аверьянов
Там 3D-панорама с горящим камином.
Андрей Корделяну
Интересно очень, мне понравилось. 3D-туры – это прикольно, я помню, когда начинался 3D-тур, как раз компания «Где этот дом» начинала этим заниматься – это было лет 12 назад – тогда не понимал, зачем это надо. То есть, вот технология есть, как сейчас 3D-сканирование с квадрокоптера – зачем это? Непонятно. 3D были не очень хорошего качества, непонятного использования, нужны были дополнительные плагины, нужно было много чего устанавливать. Сейчас это все по умолчанию работает, это легко. Сейчас можно взять VR-очки, вставить туда телефон и просмотреть.
Алексей Аверьянов
Даже не VR-очки, а корпус – 1 000 рублей стоит.
Андрей Корделяну
Да, максимум 1 000 рублей он стоит, очень качественный, очень хороший. Можно из картона – вообще 200 рублей. Вставляется телефон, сейчас телефоны очень качественные, дисплей Retina, Super Retina, пикселей практически не видно, вставил – и ты как будто в помещении находишься. Да, действительно можно заманить клиента, если он оказался в офисе, можно просто открыть ему в браузере вкладку, вывести на основной экран и подарить ему эти очки.
Покажешь друзьям, семье, он спокойно работает у всех, поэтому каждый может увезти с собой этот 3D-тур, это не требует никакого большого дополнительного вложения от компании. Очки забрендированы, дополнительная известность компании, все будут лишний раз вспоминать и говорить: эта компания сделала очень крутую вещь, посмотри. А так как клиенты общаются с очень обеспеченными людьми, всегда есть свой круг – это будет известно и популярно, и интересно.

Алексей Аверьянов
Прикольная идея, берите на вооружение.
Андрей Корделяну
Да. Четко советую: ребята, брендируйте очки, делаете 3D-туры.
Алексей Аверьянов
Вряд ли получится массово делать, это большие затраты. Это эксклюзив, как дополнительный пакет для вашего собственника.
Андрей Корделяну
Да. Если это эксклюзив, если это какая-то особенная акция, особенные условия в компании у собственника – отличный вариант: устроить какую-то массовую промоакцию этого дома, чтобы все о нем узнали, заговорили, плюс – это дополнительная известность для компании.
Алексей Аверьянов
Давай мы с DJI закончим, я так понимаю – у них не только квадрокоптеры. Что у них еще в линейке?
Андрей Корделяну
Да. Я хотел стабилизатор камеры показать, вот такая маленькая штука – камера снимается с квадрокоптера и устанавливается на нее достаточно легко. Они подходят друг к другу, то есть можно спокойненько прикрепить камеру от квадрокоптера на площадку, и она непосредственно будет работать. Можно для блогов использовать, еще там для чего-то. Она стабилизируется, чтобы шагов не было видно. А так, в общем – камера сама потом снимает, можно дом поснимать.
Алексей Аверьянов
Можно зафиксировать на объекте, да?
Андрей Корделяну
Да, и она стабилизируется автоматически, выдает очень качественную картинку. Опять-таки – технологии убивают гигантов. Раньше я считал, что зеркальные камеры никогда не вымрут, это эталон качества, супер-вещь, всегда будет, это техническая революция. Когда-то это была революция, а сейчас революция – беззеркальная камера, например, Sony очень продвигается вперед. Пожалуйста – легкий стабилизатор, легко снимать с квадрокоптера, захотел – полетал, захотел – снял дом изнутри, все очень просто, легко, компактно и не надо огромных чемоданов больших стабилизаторов, как Canon, которым я снимал. Все это уже неактуально, уже есть компактные вещи. Продажи Canon сильно упали, зеркалки уже никому не нужны.
Даже видеокамеры – ребята, которые занимаются съемкой домов, сейчас купили дорогущую камеру Red. Раньше это было просто круто, как в 1990-х купить 600-й Mercedes. Нереально. Кто занимался видеопродакшн, знают, это было безумно круто. Сейчас она никому не нужна. Если раньше при выпуске она стоила 2 миллиона рублей, сейчас можно купить за 130 тысяч. Но штука в чем – iPhone 10 снимает лучше, чем эта камера. Ребята купили большую дорогую камеру, которой тяжело снимать, которая требует кучу обвеса, раньше на нее фильмы снимали. Они ее купили, пытаются снимать интерьеры недвижимости – она совершенно не подходит. Это только для людей. Опять-таки – купил, не знаю зачем.
Алексей Аверьянов
Это когда динамику снимаешь?
Андрей Корделяну
Да, динамику, людей, такая специфическая камера. Но опять-таки –технологии, миниатюаризация полностью убили этого гиганта, который сейчас не нужен. На IPhone 10 взял, снял – то же самое. Смотришь обзоры в интернете – даже я ошибался, где какая камера. Представляешь, не подписано, какая камера. И там первая половина ролика, где все снималось на улице – я действительно думал, что это вот именно эта дорогущая камера Red. Все суперкруто, я смотрю – думаю: это суперкартинка, нереально круто, освещение тяжелое, 100% это камера. Потому что там можно тянуть, динамический диапазон вытягивать. Показывают дальше – и я начинаю все меньше и меньше верить, что это камера, и потом уже, когда ночная съемка, я понимаю, что это был iPhone 10. И когда уже начинается работа камеры – там реально намного хуже.
В итоге получается, что технологии убили очередного гиганта. Люди купили дорогую камеру, которая, к сожалению, неприменима. Ее, конечно, можно использовать для съемки людей, но она уже свое отжила. Точно так же зеркалки потихоньку отживают, все идет к миниатюризации, и сейчас мне кажется, очень удачный момент, потому что у блогеров есть суперинструменты для качественной съемки видео: небольшой стабилизатор для телефона – и вот, пожалуйста. Вы находитесь в YouTube перед многомиллионной аудиторией, даже круче, чем на «Первом канале»: вот ваша аудитория, у вас есть средство для производства этого контента. Все под рукой, просто ведите блог, рассказывайте то, что вам интересно, ваши цели.
Алексей Аверьянов
Ты ведешь свой блог? Ты пытался начать блог квадрокоптерщика, насколько я помню.
Андрей Корделяну
Уже нет. До сих пор есть «Дневник квадрокоптерщика» на Яндекс.Дзен – интересная платформа, стараюсь писать туда статьи, не каждый день получается, потому что там такая хайповая аудитория, им нужны скандалы, интриги, расследования. Можно YouTube с «Первым каналом» сравнить – хайповые вещи пойдут. Но каждому надо рассказывать, наверное, что-то интересное в своей профессии, что может заинтересовать других людей, их коллег, может быть потенциальных клиентов, когда клиент посмотрит и скажет: «Этот человек точно продаст мой дом. Потому что с этим подходом точно, там миллион просмотров, он такое выдает… Это, конечно, странно, но он продаст, надо позвонить». Поэтому, мне кажется, сейчас такая ситуация, что все мы находимся на «Первом канале», просто кто-то использует эту возможность и находится на сцене, а кто-то находится в зрительном зале и думает: «Блин…»
Алексей Аверьянов
Или из тех, кто на сцене делает продукт для прайм-тайм, а кто-то делает «Доброе утро».
Андрей Корделяну
Да. Поэтому у каждого сейчас есть свой выбор, каждый должен делать свой выбор: либо он зритель, потребитель контента, либо он создатель этого контента. Точно у каждого есть, что сказать, у каждого есть интересные особенности профессии, особенно если человек любит свою профессию, ему точно есть, что сказать: показать дом изнутри, показать, как он общается собственниками, какие преимущества у этого дома. Человек посмотрит – и никто не знает, откуда появится заказ на съемку, откуда появится клиент на этот дом.
Фантастические вещи происходят. Я периодически выкладывал в YouTube свои ролики с квадрокоптера и ролики по интерьерной недвижимости. И тут звонят товарищи из Таиланда: «Приезжай снимать». Кто бы мог подумать, что кто-то смотрит в Таиланде мои ролики? Есть товарищ из Самары, позвонил: «Андрей, мы смотрим ваши ролики, для нас они являются эталоном». Ничего себе – Самара, даже вообще не думал. Я часто пишу в Facebook, что не думаю, что кто-то смотрит и читает. Я, правда, одному человеку пишу, но бывают ситуации разные.
Алексей Аверьянов
Они создают некую загадку, интригу, не показывают, как принято, все помещения.
Андрей Корделяну
Да, не надо все помещения показывать; надо, чтобы человек захотел там жить. Как это сделать – это достаточно сложно и это гарантированно можно…
Алексей Аверьянов
Это скорее даже тизер, а не презентационный ролик.
Андрей Корделяну
Да. Ролик потом можно клиенту показать, пять минут, пусть смотрит, если вдруг он сильно захочет. Но главное – какой-то тизер, как мы смотрим на тизеры, трейлеры в фильмах – от минуты до двух примерно: все взрывается, интересно, Action происходит. Примерно в этом же временном промежутке нужно показать весь дом плюс окружение, плюс продать место, именно загородную жизнь. Да, конечно, можно показать с квадрокоптера элитный коттеджный поселок, который выглядит как СНТ, а можно, – что довольно тяжело сделать – пролететь над озером, показать, что тут рядом озеро, красивая загородная жизнь, лес, показать его крупно (разбить квадрокоптер в процессе), показать какие-то интересные эмоциональные моменты именно загородной жизни, о том, чтобы человек хорошо представил себя в загородном доме. Но это, конечно, определенная режиссура должна быть. И каждый дом, каждый ролик будет индивидуальным. Компания Penny Lane снимала с воздуха, возникло ощущение, как будто они украли части видео, было полное ощущение несогласованности. С высоты они сняли один кусочек, с высоты другой кусочек, и где-то пролетели над дорогой – все. Нет ощущения, что я хочу жить в этом поселке. Они сняли, потратили деньги, выпустили в YouTube, продвигали – общая картина ясна. Но она ясна всем покупателям: как выглядит Millennium Park и поселок на 700 домов. Каждый представляет: 700 домов, куча народа, блин, не знаю… Надо изюминку находить: парк показать красивый, красивый сад, может как-то людей даже использовать.
Алексей Аверьянов
Но это самое сложное, наверное.
Андрей Корделяну
Да, самое сложное – людей использовать, просто как-то ненавязчиво показать, что вот тут можете погулять, а тут классное озеро, тут шикарный ресторан. Человеку должен захотеть там жить. Он должен получить такой эмоциональный всплеск, заряд, что он просто возьмет трубку и скажет: «Я хочу там жить. Я посмотрел ролик, мне нравится дом. Я просмотрел ролик – меня устраивает цена». А дальше дело брокеров – показать это все дело вживую. Все говорят: «Такие цвета, такие ракурсы нашел». Да вживую там еще ярче цвета и красивее. Задача брокера – взять, вывезти, показать. Показать ему вот этот кусочек, рассказать, как вообще устроена загородная жизнь, что это удобно, что это комфортно, что это эстетически красиво, чтобы человек потянулся. Отчасти тоже моя задача – рассказать об этом в видео. Примерно так.
Алексей Аверьянов
Понятно. У нас есть рубрика «Пять коротких вопросов». Какой самый дорогой дом, который ты снимал?
Андрей Корделяну
Самый дорогой дом оценили в 100 миллионов долларов. Я два дома за 100 миллионов долларов фотографировал. Но один из них стоил 100 миллионов долларов по словам собственника, а вот второй – реально стоил 100 миллионов долларов: на 6 гектарах, на Рублевке, 10 тысяч квадратных метров, огромный SPA-комплекс, почти что аквапарк.
Алексей Аверьянов
Ты, наверное, неделю фотографировал?
Андрей Корделяну
Я сфотографировал за полчаса.
Алексей Аверьянов
Это когда уже руки срослись с мозгом.
Андрей Корделяну
Там время было ограничено охраной, сказали: «Вот это снимай, вот это не снимай, это вообще забудь, а вот это еще и вот это».
Алексей Аверьянов
Ну ладно, у нас рубрика коротких вопросов. Вот завтра тебе предложат на три месяца поехать в Бразилию за хорошие деньги и с какой-то амбициозной задачей – поедешь?
Андрей Корделяну
В Бразилию, скорее всего, нет. За хорошие деньги – это неважно. Амбициозная задача – да.
Алексей Аверьянов
Защита авторских прав работает в России?
Андрей Корделяну
Пока нет. Работаю над этим, надо как-то вывести…
Алексей Аверьянов
За какой соцсетью будущее?
Андрей Корделяну
Я думаю, за Instagram, к сожалению.
Алексей Аверьянов
К самому сожалению, потому что по минуте ролики, да?
Андрей Корделяну
Да. Надо четко формулировать…
Алексей Аверьянов
А прямые эфиры у нас вообще в вертикальном формате только, только с телефона и никак туда видео-поток не направишь. Еще и стирает через 24 часа. Поэтому здесь и есть потенциал, да?
Андрей Корделяну
Именно. Надо четко формулировать свои мысли, надо быстро, качественно… Не знаю – это короткие вопросы и не короткие ответы.
Алексей Аверьянов
Назови три самых элитных передовых агентства недвижимости с точки зрения визуального контента? Vesco Realty оставляем пока в стороне.
Андрей Корделяну
Сложно. Мне нравится Point, Tweed… Надо кого-то третьего назвать. Пусть Knight Frank будет.
Алексей Аверьянов
Хорошо. У нас здесь еще рубрика «Вопрос от гостя». Пока вопросов не было, но мы с удовольствием ответим на комментарии, потому что у нас время выхода эфира не самое праймтаймовское.
Андрей Корделяну
Мы сейчас попробуем…
Алексей Аверьянов
Я смотрю только свой канал – может, вопрос задавали в твой профиль.
Андрей Корделяну
Люди комментировали, очень интересно… Техническая пауза, одну секунду…
Алексей Аверьянов
Гость задает вопрос ведущему.
Андрей Корделяну
Вопрос ведущему… сложно было вопрос создать. Я просто хотел узнать: какое дальше будущее блога ВДТ? Есть огромный потенциал для расширения, шикарная студия, какие планы дальше?
Алексей Аверьянов
Я сейчас иду по принципу «действуй», а не «думай». Мы потихонечку начинаем благодаря тебе, потому что ты технически помог нам это осуществить. Дальше – сложно сказать… у нас есть желание продолжать эти прямые эфиры, мы уже видим отдачу, уже люди пишут: «Позовите меня, я лучше Бориса Зайцева расскажу про архитектуру». Может, кто-то сейчас напишет, что он гораздо лучше снимает с квадрокоптера и так далее.
Андрей Корделяну
Такие люди есть, я даже их знаю.
Алексей Аверьянов
Отдача есть, мы ее чувствуем уже, дальше будем вести. Может быть, на майские праздники у нас будет перерыв. Дальше, я думаю, что это можно переводить в формат уже не просто интервью и диалогов, а в формат, востребованный на YouTube – это видеоблог с натурной съемкой, с продакшн, тоже об этом думаем. У нас VDT существует и как просто блог, туда я пишу статьи. С удовольствием приглашаю сторонних авторов, пожалуйста – вплоть до того, что студия у нас есть, она удобно расположена, можно пользоваться. Если кто-то вдруг захочет здесь провести прямой эфир, мы их с удовольствием пригласим, Андрей сопроводит это технически, стоить это будет минимальных каких-то денег, чтобы тема развивалась.
К чему это приведет? Не знаю… Цели достаточно амбициозные, как всегда, но пока их рано озвучивать, мы попробуем посмотреть в ближайшее время.
Андрей Корделяну
Кого видишь из спикеров?
Алексей Аверьянов
Тематики интересные, у нас «Владение, Движение, Творение» охватывает весь спектр по строительству, по архитектуре, по дизайн-проектам, по производству мебели. Это и риэлторы, и вопросы, связанные с рынком элитной недвижимости. Это вопросы продвижения, рекламы, видео-блогинга, и так далее. Вопросов много, поэтому я пока подбираю ближайших интервьюируемых по принципу того, насколько они активно проявляют себя в соцсетях. Если они себя проявляют, им есть что сказать, и наверняка им можно задать те вопросы, которые им никогда не задавали и которые будут интересны нашим зрителям.
Андрей Корделяну
То есть в планах из VDT сделать такую творческую площадку, где взгляды освещаются?
Алексей Аверьянов
Да. Я может сейчас на правах ведущего, это необязательно, что я здесь на таких правах останусь. Моя задача – двинуть, чтобы оно развивалось и прирастало новыми активными участниками.
Андрей Корделяну
Отличный вариант, как раз ты говорил, что все мы на «Первом канале» и у каждого есть возможность выступить перед миллионной аудиторией. Аудитория, конечно, зависит непосредственно от самой страницы, мы видим вещание на личной странице, на странице блога, можем еще на чью-то страницу вести, совершенно без проблем. Это все легко масштабируется и расширяется. Отличная творческая площадка, мне кажется, за этим будущее, у каждого выскакивает: прямой эфир, прямой эфир. Посмотрим, что с Instagram можно сделать – пока сложно. Если они откроют еще возможность такую, чтобы можно было транслировать качественную картинку…
Алексей Аверьянов
Там ссылок нет, какие прямые эфиры?
Андрей Корделяну
Мне кажется, они смогут, потому что реально за этим будущее, потому что удобно очень. Сейчас, мне кажется, идет по нарастающему удобству, должно быть удобно и быстро, как можно быстрее, как можно удобнее должно показаться клиенту, покупателю, конечному потребителю. Он не должен думать: а, Facebook, тяжело, я увидел, ушел, а вот Instagram – быстро, вот номер телефона, вперед, погнали. Надо что-то такое удобное сделать, выездные фото-сессии делать, эфиры, обзоры домов каких-то.
Алексей Аверьянов
Прямой эфир выездной тоже попробовать.
Андрей Корделяну
Можно начать с Шульгино. Можно попробовать сделать какую-то прямую трансляцию о доме, рассказать о нем. Так классно собственники о домах рассказывают. Я заметил, брокеры не всегда могут так хорошо рассказать, они не болели этим домом, его не вынашивали, не рожали.
Алексей Аверьянов
Можно сделать в таком формате – онлайн-показ.
Андрей Корделяну
Отлично. Мне кажется это отличный вариант – выбрать какой-то день, пятница, другой день и сделать, интересно.
Алексей Аверьянов
Давай попробуем. У нас есть еще одна рубрика – «Подарок от гостя». Мы будем этот ролик монтировать и выкладывать на YouTube, и у нас есть подарок от гостя за самый лучший вопрос. Что ты планируешь подарить?
Андрей Корделяну
За самый лучший вопрос, который будет задан в YouTube, я подарю обучение пилотированию квадрокоптера.
Алексей Аверьянов
Это сколько по времени?
Андрей Корделяну
Где-то около часа. То есть, я проведу с вами час, покажу, расскажу. Я проведу с вами час, это где-то две батарейки, мы начнем с того, как устроен квадрокоптер, с техники безопасности, как там не повредиться.
Алексей Аверьянов
Каску выдашь?
Андрей Корделяну
Каска есть, но она пока не нужна. Безопасность, как все это устроено, как это работает, как хотя бы там сохранить свои пальцы, что нужно для этого делать, как уберечь других людей, что делать при внештатной ситуации.
Алексей Аверьянов
Я думаю, что это будет интересно.
Андрей Корделяну
Дальше пилотирование и съемка. Абсолютно бесплатно, площадка есть на Ходынском поле – красивый парк, полетаем, посмотрим, гость всему научится. Ну, по крайней мере, хотя бы научится взлетать.
Еще один момент, все-таки есть вопрос, кстати, хороший вопрос: Сергей спрашивает – можно ли всю Москву оцифровать с квадрокоптера?
Алексей Аверьянов
У меня был такой вопрос. «Яндекс» же оцифровал панорамы улиц.
Андрей Корделяну
Это больше, сейчас этим занят Google. Он уже оцифровал почти все города Европы, столицы, например, Милан. Милан можно посмотреть в 3D, полностью есть 3D-модель Милана с качеством – просто отвал башки. Это все выложено, ссылку обязательно выложу. И там выложены полностью 3D-карта Милана, Берлина, все полностью оцифровано. Они снимали это с самолета, есть специальная система, там пять камер, которые постоянно мониторят, снимают. Это можно сделать квадрокоптером, но это достаточно затратно и очень дорого. У них целая авиа-лаборатория, на которой они это делают. Так что Москву, конечно, можно оцифровать с квадрокоптера, но это будет очень долго и дорого, дешевле самолетом. Это постскриптум был.
Источник.