Премиум класс
Рынок недвижимости высокого класса разделился на элитный и премиум сегменты. Причем, последний появился и развился за последние несколько лет. Это не «элитка» в чистом виде, как бы застройщики ни хотели такие свои творения называть «элитной недвижимостью».
Объекты в ценовом диапазоне 1-3 млн долларов (практически вся средняя Рига в пятачке от Николо-Урюпино до Липок) - хорошая твердая достойная «четверка» для верхушки среднего класса. Элитным это называется только для того, чтобы привлечь клиента, повысив его уровень значимости в собственных глазах.
Именно поэтому появилось очень много случайных людей, особенно в сегменте премиума 1-3 млн. долларов. Через несколько лет такие покупатели часто вынуждены продавать дом, понимая, что средств обслуживать его откровенно не хватает.
Действительно же взыскательный клиент, попадя в большинство домов того же самого Миллениум парка, например, с пластиковой подшивкой крыши и самой недорогой фасадной штукатуркой снаружи, конечно же, развернется и уедет. Оно и ясно: цена вопроса - менее миллиона долларов при нынешнем курсе - просто не может обеспечить надлежащий уровень качества и архитектуры.
Элитный сегмент
Действительно элитные проекты - Пирогово, Агаларов, Жуковка-21, не говоря уже о топ-эксклюзивных закрытых поселках Рублевки, - на голову выше (и дороже) своих младших братьев в премиум-сегменте.
В элитном сегменте весной-летом 2015 произошла корректировка по ценам, заметно снижение на 20-25 %. Характерная особенность: если вся первичка премиум-сегмента торгуется на нынешнем высоковолатильном рынке в рублях («по старому курсу»), то действительно элитные дома как стояли в долларах, так и продаются (разве что с небольшой «поправкой» на курс).
В «Нови» в Барвихе как стоили участки по 80-100 000 долларов за сотку, так и стоят: дома в Барвихе особого кризиса тоже на себе не ощутили.
Спрос на элитные домовладения
В последний год элитные покупатели стали особенно разборчивыми и «вредными» - количество показов и поездок ничуть не уменьшается, а вот до решительных действий (задатков, сделок) - доходит крайне редко. Все выше растет тенденция ухода покупателя к застройщику напрямую (что, однако, далеко не всегда обеспечивает ему лучшую цену - так как агентство контролирует как первичный, так и вторичный рынок, а застройщик хвалит только свой продукт и зачастую откровенно умалчивает действительно выгодные предложения). Все больше покупателей стремятся «обойти» агентство, выйдя напрямую на собственника, желая сэкономить 3-4 процента, что осложняет сбор статистики агентством.
Заметные изменения в среде чиновников: как класс они никуда не делись, просто все чаще они не покупают, а «забирают» имущественные комплексы. А жаль.